Заметки и впечатления из поездок.

Индия.

Не могу назвать поездку в Индию исполнением мечты всей моей жизни, но крупное желание удовлетворено. До недавнего времени я думала, что существует два типа людей: одни, приезжая в Индию, хотят побыстрее уехать, а другие хотят побыстрее переехать. Как оказалось, есть еще третий тип - я. Потрясающая страна, необычные люди, но желания жить здесь нет никакого. Но обо всем по порядку.

12.10. Дорога.
Самый дешевый вариант билетов: Санкт-Петербург - Москва - Шарджа (Эмираты) - Тривандрум (столица штата Керала в Индии). Я думала, что в дороге умру, но не знала насколько. =)

Утро первого дня началось с вида туманной Москвы, никогда не видела площадь трех вокзалов настолько красивой и безлюдной. В 10:00 договорились встретиться с Настей Бахваловой у Павелецкого вокзала, от которого ходят экспрессы в Домодедово. Это героическое решение Настя приняла накануне, за что я ей безумно признательна. Я приехала пораньше и пошла прогуляться. Иду по Москве, никого не трогаю, и попадаю в Европу. В Москве можно увидеть дома всевозможных стилей, но у архитекторов и планировщиков не хватает терпения на то, чтобы построить улицу (не то, что квартал) единообразно. А тут такое.

Позвонила Настя, рассказала о том, что приехала раньше, чем договаривались. И мы попытались обозначить точное место встречи, потом еще раз попытались, а потом попытались ну самый последний раз. Помогла нам увидеться только фраза: "Я стою у огромной бежевой дуры с цветочком наверху" (имелась в виду башня какого-то бизнес-центра). Стоит еще отметить, что за те 1,5 года, что мы жили в трех остановках друг от друга, мы увиделись только 1 раз, и то на дне рождения общей знакомой. Но как только Настя переехала в Москву, у нас обеих появились возможность и желание пообщаться. =) В таком "девочкином" формате и прошла наша встреча, но от нее я получила несказанное удовольствие. Очень приятно видеть счастливого интересного человека.

В 12:00 отходил аэроэкспресс до Домодедово. По дороге в аэропорт я не была окончательно уверена а том, что приняла правильное решение уезжая сейчас, настолько были красивы виды за окном. Оранжевый, желтый, красный и зеленый плавно переходящие друг в друга на фоне абсолютно голубого неба. Попытки фотографировать через окна транспортных средств еще ничем хорошим не заканчивались, но я не удержалась. =(

Я решила ехать заранее, чтобы гарантированно не опоздать, и оказалась совершенно права. Билеты мне airarabia выдал разными бронированиями, что не приносило бесконечное количество проблем лишь по причине существования улыбчивого дяденьки, который объяснил мне как теперь с этим жить. Немного попаниковав, я все таки прошла паспортный контроль, попутно объясняя всем, что визы в Эмираты у меня нет не по причине моего клинического идиотизма, а из-за отсутствия необходимости в оной.

Первый перелет был очень легким и приятным. Рядом со мной сидела семейная пара из Кирова, и мы разговаривали все 4,5 часа полета. Они очень светлые, любознательные люди, отлично понимающие и подходящие друг другу. После общения с такими людьми как Саша и Аня, появляется вера в возможность счастья в семейной жизни.

В Шардже необходимо было провести в транзитной зоне 4 часа. Это Эмираты, а я идиотка. Мимо меня стадами проходили женщины, замотанные в черные тряпочки, под предводительством разновозрастных самцов в белых одеждах, изредка мелькали цветные индусы, но все были закрыты тканью с головы до ног. А у меня все платки и рубашки в багаже, а на мне только майка и куртка. В такой ситуации куртку снимать, конечно, не сродни самоубийству, но сцена в ресторане из "О чем говорят мужчины" в голову мне пришла. Обливаясь потом, побежала искать магазин с шарфами.

В начале второго перелета я испытала сильнейшее deja vu, увидев рядом с собой семейную пару на тех же местах, на которых до этого сидели Саша с Аней. Но, немного подумав, я решила, что летать парами на отдых - это не только традиция, но и норма (да, в тот момент мне уже хотелось спать). Душевных разговоров не искала, потому что хорошего понемножку.

Прилетела в 5 утра. Надо отметить, что таможенный контроль раз от разу становился все хуже. В России меня чуть не разобрали на составляющие, так старались. В Эмиратах на меня посмотрели как на сумасшедшую, когда я робко поинтересовалась "а можно я водичку выкидывать не буду, она не открыта?", так как таможенный контроль проходили с недоеденными гамбургерами в руках. В Индии мою ручную кладь не досматривали совсем, и я до сих пор не понимаю, почему это произошло. То ли от большой национальной любви к раздолбайству, то ли потому что в Эмиратах физически не могла купить запчасти для ядерной бомбы.

Индия. 13.10. В раю чуть менее грязно.

Из аэропорта меня встретила Оля, которая работает менеджером в гостевых домиках, где я решила остановиться. Очень приятно, потому что без нее я бы с дорогой справилась намного хуже.

Сначала о стиле вождения. Его можно описывать очень долго и красочно, но вот основные положения:
1) В Индии правил нет. То есть реально нет. Ну почти.
2) Если ты хочешь повернуть или перестроиться, посигналь, чтобы тебя увидели.
3) Если ты хочешь поехать по встречке, ничего страшного, сигналь немножко чаще.
4) Хочешь вклиниться в поток, сигналь активнее.
5) Хочешь проехать на красный свет - сигналь постоянно, все поймут.
Штрафуют тут за две вещи: за отсутствие шлема у водителя (!) мотоцикла и за превышение скорости в 60 км/ч. А дальше делай то, на что твоей фантазии хватит. Но надо отдать должное местным водителям: ни одной аварии я до сих пор не видела.

Теперь настала пора рассказать о мусоре. До прихода в Индию злостных европейцев местное население использовало в качестве тарелок большие листья, а столовых приборов у них не водилось - ели руками. После трапезы тарелка выбрасывалась в ближайшую канаву и сгнивала. Вы уже поняли к чему я клоню: пластик появился, а традиция осталась. Поэтому все канавы по обеим сторонам дороги завалены живописными грудами мусора.

И вот в 6 утра мы с Олей отправились в машине где-то 60-х годов (я в них не разбираюсь, поэтому просто предъявлю фото) в пригород под названием Ковалам. Вокруг пальмы, цвета, запахи помойки специй, необычные дома, непонятные люди... Но мы едем так, что хочется немедленно выйти. Мне Оля советует закрыть глаза. А я не могу, вокруг же такое творится. Короче, мышки плакали и кололись, но все таки съели кактус.

Когда мы доехали, я поняла, что Индия никуда от меня не денется, а вот спать я хочу безумно. Встала посвежевшей, и меня опять встретила Оля. Оказывается, наша общая знакомая Ксения (доктор, у которой я лечила колено) и Soji (преподаватель йоги) приехали за несколько дней до меня в тот же домик. Изначально я думала, что поеду наедине с собой, меня это немного пугало, но я решила, что так будет даже лучше. Но, как всегда, ожидания, связанные с поездкой, не оправдались. У меня появилась ненавязчивая и приятная компания, за которую я достаточно сильно ухватилась. Ксения с Олей показали мне расположение таких знаковых мест как: пляж, ресторанчик с не очень острой едой, обменник, лавка с фруктами и без кишечной палочки, супермаркет.

Мы ходили по Коваламу, и я думала про дизайн и климат рая. Наверное, есть много совпадений. Океан с тяжелыми волнами, разбивающимися о каменные мысы, на пляже мельчайший песок, перед ним зеленая лужайка с кокосовыми пальмами, везде какая-то буйная цветущая растительность. Сам город менее живописен, но его планировке и устройству стоит посвятить пару строк. В штате Керала практически нет понятия карты и (вне мегаполисов) нет названий улиц. Если ты хочешь попасть куда-нибудь, тебе надо сказать "дом того-то", и, с некоторой вероятностью, тебе смогут сказать как туда пройти. А вот "как" может быть очень сложным. Кроме главной дороги, остальные имеют очень мало пересечений, одни ответвления. Причем проезжая дорога может состоять из одних дырок и рельефа.
Почти все, встреченные нам люди, улыбались. Очень много красок, разговоров, гудков и свободы, несмотря на невысокий уровень жизни. Часто можно встретить человека, который идет по улице и поет почти в голос.

После еще одного перерыва на сон - акклиматизация сложная штука - Soji ответил на десять тысяч дурацких вопросов о местных нравах и обычаях.

В течение дня мне все очень нравилось, но я чувствовала себя настолько чужой в этой стране, как будто вовсе не была человеком, а была восьмиметровой розовой амебой.

Индия. 14.10. Снова йога.

В последние пару недель перед отъездом мне было не до сна, тем более не до йоги, но здесь появилась масса свободного времени, а вследствие и желания заниматься. Я наконец-то выспалась, нормально поела, 5 раз приняла душ, и была морально готова. Оффтопом: душ необходимо принимать минимум каждые 3 - 4 часа, иначе появляется очень сильный аромат.

Можно было бы посчитать очень символичными занятия йогой в Индии, но я пока не смогла оценить всю прелесть, если не начинать в 6 утра. Кроме жары мешает влажность воздуха. Я не могла задержать дыхание больше, чем на 15 секунд. Но все равно это было здорово, потому что давно не занималась физической активностью в отдохнувшем виде.

Начала осваивать местную кухню. Пока что в европеизированном кафе, переход на местные забегаловки планируется к концу недели. Очень много сладкого и острого, но вкусы очень интересные. Национальными продуктами являются рис, коровий сыр, бананы и кокосы, но местные жители умеют готовить из них невероятное количество блюд. Кафе располагается на берегу океана с видом на оный.

Пошли с Ксенией купаться в океане. Специально к моему приезду появились большая волна и безумное количество медуз. Пляж Ковалама используется местными жителями, а купаются они сложносочиненно: они ходят по краю воды так, чтобы не замочило одежду. Нормально плавают единицы, причем только мужчины, потому что женщинам в общественном месте раздеваться не положено. Поэтому чувствовала себя очень двуличной, идя в наиприличнейшей одежде до пляжа, а потом раздеваясь и приводя в культурный шок местное население. Но я решила, что если я и на пляже буду ходить "приличной", то покусаю трех первых встречных. За первый же день, пользуясь средством от загара, я умудрилась сгореть. Или средство от загара не работает, или в Индии настолько жесткое солнце.

Вечером тоже занимались йогой, но помедитировать под звездами не удалось, потому что был настоящий тропический ливень. Он застал меня в дороге, за 30 секунд я промокла до нитки, а потом стало уже все равно. Я шла и наслаждалась.

Индия. 15.10. Тривандрум (Тируванантапурам).

Не прошло и трех дней, как моя душа попросила приключений, которые не заставили себя ждать. Я захотела посмотреть на большой индийский город, коим является столица штата Керала, а Ксения решила составить мне компанию. Мы пытались выехать пораньше, а получилось как всегда - йога, завтрак, уборка комнаты, выращивание маленьких жирафиков - и вот мы в 11 утра выходим к автобусной остановке.

Очередное лирическое отступление: общественный транспорт. Первый из видов общественного транспорта - это автобус. Автобусы бывают с кондиционером и стеклами и без них. Отличаются ценой они в два раза, поэтому на "закрытых" автобусах предпочитают ездить состоятельные индийцы и иностранцы, поэтому там можно посидеть и вообще прилично доехать, а в "открытые" автобусы набивается огромная толпа народа. Второй, наиболее удобный для коротких поездок транспорт, - "тук-тук". Эта смесь мопеда и машины имеет три колеса, необыкновенную маневренность, высокую проходимость и характерный звук работы мотора. Тук-тукеры знают не только названия улиц и домов, но и расположение магазинов, хотя нередко им только кажется, что они это знают. Третий вид - это такси, но такси и в Индии такси, поэтому рассказывать нет смысла.

Итак, мы с Ксенией нашли нужный нам закрытый автобус, и доехали до Тривандрума. Сразу стало непонятно что делать дальше, поскольку в городе творится полный хаос. Мы решили немного отойти от шока и начать с зоопарка, который и является главной достопримечательностью.

На удивление, местный зоопарк значительно лучше, чем во многих европейских городах. Все звери, кроме трех несчастных тигров живут в больших вольерах под открытым воздухом, никаких облезлых хвостов и прочих бросающихся в глаза проблем у зверушек зафиксировано не было. Тем более, что большинство зверей живут в привычном для них климате. С не меньшим интересом мы смотрели на местных жителей. Зоопарк является местом отдыха с семьей, притом билеты может позволить себе почти каждый индиец, в переводе на наши деньги они стоят около 12 рублей. Мы смотрели на их одежду, поведение, мимику и пытались понять этих людей. Параллельно с нами гуляли безумно красивая девушка с семьей и молодая пара, держащаяся за руки (за руку с женщиной держаться для большинства индийцев чуть менее глупо чем обнимать корову, ведь отношение к ним примерно одинаковое). После долгих метаний я спросила у девушки разрешения ее сфотографировать, а пару снимала по возможности незаметно. Мы с Ксенией провели в зоопарке около трех часов, после чего начался дождь. Мы добежали до тук-тука и поехали в магазин сладостей.

Индия славится своими специями и сладостями, поэтому не попробовать местную кухню было бы в высшей степени неправильно. В Коваламе есть ресторанчики, немного приспособленные для туристов, но выбора десертов в них нет. Оля посоветовала нам кафе-магазин Амброзия, где наряду с европейскими маффинами продаются и традиционные индийские пирожные. Полчаса мы мучительно выбирали что же взять с собой, потому что ассортимент был впечатляющий.

На этом закончилась структурированная часть нашей поездки. Мы решили, что хорошего понемножку и пора возвращаться. Попросили тук-тукера довезти нас до остановки автобусов в сторону Ковалама, но он привез на главный вокзал Тривандрума. Сотни автобусов и тук-туков носятся по шестиполосной дороге, пешеходных переходов нет, человекопоток такой, как будто половина Тривандрума решила погулять в этом месте, все кричат, ничего непонятно... Пошли искать карту, чтобы понять как действительно дойти или доехать до нашей остановки. Карту нашли, понятнее не стало. =) Спустя некоторое количество времени и попыток поговорить с местными жителями, многие из которых даже искренне пытались нам помочь, но не могли из-за языкового барьера (с английским у индийцев хорошо не всегда), мы все таки нашли мальчика - тук-тукера, который отвез нас до остановки. И тут хлынул не просто дождь, а ливень. И мы поняли, что добираться на тук-туке проще и быстрее.

Вечером сидели на балконе, разговаривали с Soji, потом пришла Оля с двумя новыми постояльцами, Мишей и Женей. После того, как все разошлись, мы еще сидели с Soji часов до четырех утра. Я стала понимать его произношение, а говорить по-русски уже кажется чем-то неправильным, потому что в его присутствии мы все стараемся говорить по-английски. Стала ловить себя на том, что не только думаю на английском, но и сны мне снятся на этом языке.

Индия. 16.10. Местный житель.

Достаточно освоившись в этой стране, я решила погулять одна по Коваламу. Когда я нахожусь в компании, я не могу полностью проникнуться атмосферой места. Наверное, чувствую себя более комфортно и защищенно.

После ночной тусовки встала в 12:00, к самой жаре. Самостоятельно позанимавшись йогой, пошла. Бродила по улицам, пыталась поговорить с местными, зашла в... хм... столовую, и купила там жаренных бананов, покупалась, зашла за фруктами и молоком. И перестала опасаться Индии. Если до этого дня мне действительно было непонятно, поэтому страшновато, то после, прочувствовав ритм жизни, мне здесь стало просто хорошо.

Немного наблюдений:
1) Планирование. Настоящие индийцы не планируют ничего. И если в России за один день можно сделать очень много, потому что есть возможность заранее договориться с человеком на определенное время, то здесь все отвечают "ну завтра как-нибудь встретимся". Вот все "как-нибудь" и происходит. Как существует индийский бизнес, понять не могу.
2) Ритм жизни. Без планирования нет и спешки. Поэтому все всё делают медленно. В ресторане можно сидеть и ждать час, пока еда будет готова, автобус может пойти через 30, а не через 5 заявленных минут, человека можно ждать пару часов. Здесь это воспринимается адекватно, если не думать про количество потерянного времени. Надеюсь, в Питере смогу быстро перестроиться. Хотя, отсутствие нервов можно и оставить.
3) Домашние животные. Они есть, но мало. Кормить еще одно животное, не приносящее пользу, никто не хочет. Но бездомных котов и собак много. Я ожидала этого, но все равно непривычно.
4) Дети. Детям позволяют все, вплоть до сидения на столе, за которым едят взрослые, дерганья одежды незнакомых людей, валяния в грязи, криков и шалостей. Ни разу не видела родителей, которые кричат или ругаются на своего ребенка. Начиная с какого возраста хоть немного учат вести себя в общественных местах не знаю. Но к десяти годам все уже адекватные.
5) Возраст. У местных невозможно определить возраст! Они выглядят старше на 5 - 15 лет, и поэтому у меня иногда возникали легкие недопонимания. Молодой человек, работающий в одном из гостевых домиков, мой ровесник, хотя я бы не дала ему меньше тридцати. Ощущение немного странное.

Вечером проболтали с ребятами в гостевом домике Лакшми (это в 20 минутах ходьбы от нашего Баньяна). Женя с Мишей оказались очень приятными людьми, работающими в сфере киноиндустрии. Женя многое рассказал про монтаж видеозаписей, которым он занимается. Слушать про создание фильмов мне нравится просто ради знания, а еще благодаря Даше, так что было вдвойне интересно.

Ксения осталась там, а я пошла домой одна, потому что в 6 утра следующего дня планировалось совместное отбытие в город Мадурай. Меня не очень хотели отпускать одну, хотя сама Оля ходит ночью постоянно без всяких переживаний. Такая вот русская привычка бояться ночи. У меня страха перед ночной Индией нет вообще, кроме стай собак разве что. Если что-то и может случиться, то по крику прибежит половина квартала с вилами и факелами, или что у них так есть. Так что прогулка по ночному Коваламу доставила мне почти такое же удовольствие, как и днем.

Индия. 17.10 - 18.10. Мадурай.

Выехали мы (Оля, Ксения, Миша, Женя и я) в 6:30 утра. По плану к 11:00 мы должны были туда приехать, но не срослось. Сначала мы попали под сильный дождь, потом в пробку в одной из деревушек, а затем просто решили перекусить. Уже несколько раз приходило в голову, что без Оли наше существование в Индии было бы намного менее комфортным, если бы мы вообще не умерли от какой-нибудь очередной глупости или недоедания. Остановились мы у местной столовой, зашли туда без задержавшейся Оли, а там ни меню, ни англоговорящих людей, вообще мрак. Я попыталась заказать чай "Masala tea", а вместо этого официант услышал "Masala doti", и принес непонятную лепешку на пальмовом листочке. Оля пришла и все разрулила (как?!), хотя сама не говорит на местных наречиях. Официанты и окружающие нас индийцы смотрели на нас, как на известнейшую актерскую труппу, следя за каждым нашим движением и чуть не аплодируя на кульминационных моментах (дегустация соуса), хотя мы отвечали им почти тем же. Так и позавтракали.

В очередной раз убеждаюсь, что нахождение в компании в замкнутом пространстве дает возможность проникнуться друг другом. Пообщавшись с молодыми людьми, я прониклась к ним огромной симпатией, хотя, даже у такого экстраверта как я, это случается нечасто. С остальными в той или иной степени произошло то же самое. В Мадурай мы приехали уже хорошими приятелями.

Индия многогранна. Мы проезжали джунгли, горы, плато со скалами, засеянные поля и даже площадку с ветряными электростанциями. Виды менялись каждые полчаса. На протяжении нашего пути нам редко встречались места без домов, их практически и не было. Индия представляет собой один большой город с плавно перетекающими друг в друга районами. Все устали от дороги, но она того стоила. И водитель нам попался потрясающий.

Приехали в Мадурай и заселились в очень приличную гостиницу. Внизу нас уже ждала наш гид, Mahesh. Гид-местная-женщина в Индии такая же редкость, как... как... женщина-космонавт у нас, наверное. Она осознала себя как человека, а не как помесь куклы с коровой, из-за чего в ее жизни возникло много проблем. Все индианки могут говорить и делать что-либо только с разрешения отца или мужа, выходят замуж тоже не по своему выбору или желанию. Обычно они сидят дома, идут на работу только единицы. А вот Mahesh пошла. Умная, сильная и доброжелательная женщина, она сделала наш день. =)

Мы посмотрели дворец, сделанный исключительно из природных материалов (песок, сахар, ракушки, яичный желток...). Построен он был совместно с итальянцами, поэтому в ряд изображений индуистских богов затесались еще и ангелы. Он стоит уже века 4 и простоит, наверное, в 3 раза больше. Mahesh рассказывала нам про назначения залов, про символику и изображения богов, про инженерные решения и использование в наше время.

Затем мы переместились к индуистскому храму. Нас хотели отвезти на машине, но мы решили, что пешком идти интереснее. Шли мы по центру города, поэтому по обеим сторонам были лавки, лотки и просто места отдыха местных - кусок тротуара. На Женины потрясающие волосы (длиной почти до пояса) прибежал единственный в Индии трансвестит, который шел дергал Женю за хвост, пока тот не понял, что это не Оля. =) Город оказался в меру грязным, но замечательным.

В храм нельзя было брать фотоаппараты, сигареты и зажигалки, поэтому мы оставили все лишнее в местном магазине, где нас еще и пустили на крышу. В сам храм нельзя входить в обуви. Перед входом, немного попаниковав на тему грибков и прочих неприятностей, мы оставили обувь и прошли внутрь. Оно того стоило. Некоторые помещения в храмовом комплексе оборудованы под музей, бОльшая часть - действующий храм. Mahesh рассказывала нам про богов и способы поклонения им. В храме царила атмосфера не величия, а именно силы, очень непохожая на все, что я видела в христианских церквях и соборах.

Вечером мы пошли на крышу отеля, где поели и насладились видом города. Почти все города на юге Индии очень низкие, поэтому восьмиэтажное здание выделяется как тридцатиэтажный небоскреб в европейских городах. После все, кроме Оли, переместились в наш с Ксенией номер. И опять проболтали до абсолютно неприличного времени.

Утром следующего дня было запланировано погулять по городу, но опять пошел дождь, поэтому мы решили поехать домой. В дороге опять говорили о судьбах человечества. =)

По приезду дождь так и не закончился, посему остаток дня мы провели за общением и игрой activity.

Индия. 19.10. Приключения продолжаются.

Отоспавшись после поездки, перевезла вещи в домик Лакшми, чтобы не ходить ночью одной и тусить со всеми. Спасибо Оле, приютила. =)

После йоги решили начать осваивать новые территории: молодые люди первый раз пошли купаться в океане. Парни несколько раз спросили про наличие медуз, а я ответила, что они есть, но не кусаются. Так сильно я давно не ошибалась. Когда мы залезли в воду, я почувствовала жжение сначала под коленями, потом на плече, а потом заметила разновидность этих тварей милашек, которую раньше не имела счастья лицезреть. Когда мы вышли на пляж, все были в следах, похожих на рубцы от плети. Побежали к местным жителям с вопросом стоит ли гулять под солнцем и вообще не пора ли нам умирать. Смотрители на пляже заверили нас, что все в порядке, вечером надо будет помазаться кокосовым маслом, и на утро отметин не будет. Коллективным разумом постановили пройти через обменник и пойти искать приключений в другом месте.

В Коваламе есть район Lighthouse (маяк), где располагаются основные магазины и кафе для туристов. Находится он в получасе ходьбы от гостевого домика, если знать дорогу. В ту сторону мы дошли огородами, но без особых приключений. Этот пляж оказался намного лучше нашего. Никаких медуз не было и в помине, зато были огромные острые волны, высота которых доходила, наверное, до двух метров. Мы с Мишей пошли купаться, а Женя решил, что ему на сегодня достаточно. Когда тебя захлестывает такая волна, возникают ощущения, сходные с купанием в бочке (которая в пороге, а не в огороде). Огромная масса разреженной воды несет тебя, переворачивает, кидает из стороны в сторону без твоего участия, и максимум, что ты можешь сделать - это уйти в донную струю.

Минутка физики (можно не читать). Еще я увидела образование механических солитонов. Сначала я подумала, что у меня сложносочиненные галлюцинации, но потом заметила, что падающая и отраженная волны идут с маленьким углом друг к другу, что рождает солитоны со скоростью около 10 м/с. Вот он пример на шариках.

У Жени возникли проблемы с местной едой, поэтому мы пошли искать ресторанчик, в котором есть блюда тибетской кухни, чтобы съесть манты момы. Вместе с момами нашелся и интернет, которого мы были лишены на протяжении последних дней.

По дороге обратно мы сбились с пути, а когда это осознали, решили уже обратно не возвращаться. Походили по улочкам, на которые не ступала нога европейского туриста, нашли бассейн, где аборигены меняются микроорганизмами для повышения иммунитета (вода не просто желтая, а зеленовато-коричневая), водонапорную башню и несколько полей для игры в крикет, местную разновидность бейсбола. Крюк получился около трех километров, и Женя, по-моему, решил, что с нами больше никуда ходить не будет. Уже осознав где мы находимся, буквально подходя к главному месту в Коваламе - перекрестку (Kovalam junction), мы увидели лавку с индюками, некоторые из которых ходили рядом, а не сидели в клетке. Конечно, сразу стали фотографировать, мы же правильные туристы. Хозяин лавки, заметив нас, подмигнул и достал из клетки второго индюка, который тут же полез в драку с первым. Вот такие вот суровые индийские развлечения.

Вечер снова провели за чаем и разговорами. Мы с Мишей просидели чуть ли не до пяти утра.

Киров с Машэ. 19-27.07.2016

Не могу сказать, что ожидала экстраординарных впечатлений от этой поездки, несмотря на присутствие Машэ... Как же я ошибалась! И дело здесь не в том, что мы делаем или какие места посещаем, а в нереальнейшей атмосфере детства. Кажется, что эти несколько дней слеплены из самых светлых моментов прошлого, и это ощущение пьянит не меньше, чем домашнее вино. Но обо всем по порядку. =)

Мало того, что бабушка Машэ, встретившая нас в Кирове, — редкий представитель вида настоящих бабушек, она обладает сказочно легким характером и невероятной говорливостью (100 слов в минуту для нее не предел). После борща (!) и миски малины (!!!) мы отправились на дачу, где есть:
+ Речка с плотиной, а поэтому и встроенной гидромассажной бочкой;
+ Большое садоводство с возможностью по нему вдоволь побегать;
+ Обилие чистейших сосновых лесов в округе;
+ Замечательный, просторный дом с крутой лесенкой на второй этаж. Да-да, спим мы под крышей. =)
+ Участок с садом, в котором растет бесконечное количество цветов всех оттенков и разновидностей, а также кусты и деревья с ягодами;
+ Домашние пельмени и вино;
+ Баня. Просто баня.

Мы много спим, неспешно и в удовольствие собираем ягоды (этот процесс надо немедленно включить в курсы подготовки будущих матерей!), готовим, купаемся, смотрим фильмы, читаем и общаемся с Ольгой Сергеевной. Но самое главное, что здесь невозможно ни о чем переживать, все плохое теряется где-то далеко за кадром, остается только ощущение защищенности, комфорта и спокойствия.
И это прекрасно! =)

Киров с Машэ. 19-27.07.2016

После двух дней пассивного отдыха решили съездить в Киров, который, надо отдать ему должное, абсолютно не разочаровал. Немного рельефный, абсолютно провинциальный, контрастный, но очень комфортный и по-домашнему уютный город. Тем более, что встретил он нас голубым небом и умеренными здесь +30, чем тоже заработал немало очков.

Гордостью Кирова является Дымковская игрушка, обладающая приятной простотой и цветовой гаммой орнамента. Соответствующим образом расписаны дома, заборы, двери и все, на чем вообще можно (и не очень) рисовать. Общего архитектурного стиля у города не существует, есть отремонтированные и очень чистые районы, есть покосившиеся одноэтажные хибары во дворах, а преобладает застройка 60х, впрочем, как и везде. =) Вообще, Киров был скорее фоном для нашего с Машэ разговора, нежели самоцелью, поэтому большую часть времени мы шли куда глаза глядят в предположительно интересные локации.
Упоминания достойны:
1) Городской парк. Мало того, что здесь есть старое колесо обозрения, на котором мы радостно покатались, еще и два прудика, которые притягивают к себе половину прогуливающихся жителей города. Атмосферное место с раскидистыми деревьями и скульптурами Ассоль и Бегущей по волнам, потому что Александр Грин уроженец Кирова.
2) Старый город. Эклектичное нагромождение зданий, прогулка по нему интересна хотя бы тем, что вид, скрывающийся за очередным подъемом или поворотом предугадать практически невозможно. Среди симпатичных зданий и памятников, мы с удивлением обнаружили кафе "Масала". Чай там был так себе, а вот кофе порадовал неимоверно. =)
3) Набережная. Она начинается у Вечного огня (где мы нашли 3 свадебные компании), продолжается вдоль крутого берега со смотровыми площадками (еще 4 штуки) и заканчивается ротондой (оставшиеся 4). Ротонда — это одна из песен группы Roundelay, которая заела у нас обеих с самого утра, поэтому радовались мы не столько архитектурному сооружению, сколько факту встречи с ротондой как таковой.

Раз мы оказались в городе, решили купить мясо для шашлыка. С выбором справились, на мой вкус, блестяще, приехали обратно в дачный домик и поняли... что в нем находится суммарно 4 женщины. И кошка. Подумали, попытались друг на друга сваливать почетную обязанность сделать вкуснейшее мясо и начали творить феминистский шашлык. Он оказался умеренно вкусным, но бесконечно гордым. Вот такой вот внезапный опыт. =)

Йошкар-Ола. 27-28.07.2016

Началось все, как водится, еще в Кирове. Добираться до Йошкар-Олы я решила на блаблакаре, договорилась, в назначенный час мы с Машэ (она уезжала в Самару поздно вечером) были на месте. Машины нет, у водителя выключен телефон, происходящее похоже на облом. На всякий случай, но без особой надежды, решили подождать минут 15, вдруг телефон разрядился, а водитель опаздывает... И вышло все как раз так. =)

Поездка вышла фантастичная. Сначала я из походной барсетки жестом фокусника достала второй телефон Рамилю (водителю) и аккумулятор со шнурком Ане (попутчице), почувствовав себя при этом золотой рыбкой. Мы поржали, разговорились и не останавливались до самой Йошкар-Олы. Ребята оказались студентами-медиками примерно моего возраста, в середине дороги к нам присоединилась еще одна женщина сильно постарше, но это нисколько не повлияло на атмосферу в машине. Рамиль не только счастливый обладатель отменного чувства юмора, но еще и первоклассный водитель. Посреди дороги нас застал адский туман, видимость была метров 30. Как он вел совершенно не представляю, но мы живы, здоровы, и я ни разу не пыталась нажать на тормоз. К тому же Рамиль оказался настоящим джентльменом: сначала мы в 10 вечера искали по всему славному городу Яранску их легендарные пряники для Аниной подруги (совершенно нетривиальная задача из-за времени и необычайного спроса на вышеуказанные изделия), а потом он решил не оставлять меня ночью где попало в Йошкар-Оле, и мы вместе искали мой хостел.

Оказалось, что я мастер дистанционного выбора. Из-за серии отказов по причине нехватки мест или из-за позднего времени заезда, я забронировала место в первом давшем согласие хостеле, не посмотрев заранее его расположение. Он оказался в промзоне, в здании бывшего завода, напротив кладбища и по соседству с подозрительной сауной, причем на подъезде нас встретила стая диких собак. Рамиль раза три спросил точно ли я готова туда идти, я сама была не очень уверена в своем желании, но отягощать своим присутствием его не стала - сама накосячила. Сжав зубы и зажмурившись, я вошла внутрь... И там оказалось довольно мило. Существенным плюсом является то, что постояльцев здесь очень немного (никого не могу в этом упрекнуть), поэтому за смешную плату мне одной досталась комната, рассчитанная на четверых.

Хорошенько выспавшись и даже немного почитав про город, что, надо признаться, не сильно помогло в дальнейшем, я поехала в сторону центра. Четко понимая, что из уроков географии я помню про Марий Эл только название, потому что оно прикольное (простите меня, Ирина Викторовна!), я хотела найти какой-нибудь краеведческий музей, вышла на случайной остановке, прошла 20 метров... И нашла краеведческий музей. Я подошла к кассе и спросила про возможность примкнуть к какой-нибудь экскурсии, на что мне с грустным лицом ответили, что такой возможности нет, но можно взять индивидуальную экскурсию за 150 рублей. Радостно повизгивая, я согласилась (стоимость, по-моему, нереально маленькая для 2,5 часовой программы, о чем я узнала несколько позже), но даже не представляла насколько будет здорово. Экскурсовод Евгения оказалась молодой, приятной девушкой, очень увлеченно рассказывающей про историю и культуру марийцев. Они вообще крутые ребята: примыкали ко всем подряд восстаниям, за что, правда, частенько получали по шапке. До сих пор хороший процент населения в качестве вероисповедания выбирает язычество, им просто не смогли насильно навязать христианство. Притом их вера скорее является жизненной философией, что не может не импонировать. В частности, меня поразило их отношение к смерти, а также их "храмы" - молельные рощи, обязательно находящиеся у источников воды, в которые они приходят в произвольное время. В конце экскурсии мы с Евгенией долго обнимались и благодарили друг друга за проведенное время. =)

После я с чистой совестью пошла смотреть город, и он поначалу меня жестоко разочаровал. Большая часть центра построена в последние 10 лет, многое имеет европеизированный и нарочито вылизанный вид, всем своим естеством говоря: "Господа туристы, проходите, не стесняйтесь, у нас просто превосходно!" Притом, если зайти чуть ли не в любой двор (чем я очень скоро стала развлекаться), можно найти огромную помойку или убитые временем домики спального района, или что-нибудь подобного рода. На моменте двух часов дня я в сумрачном настроении и с грустным осознанием, что я в этом городе совсем одна и не представляю чем себя занять, вышла на одну из окультуренных площадей... Как вдруг какой-то мужик к желтых шортах и смешной рубашке предложил мне поиграть с ним в футбол. =) Мы разговорились, Сергей пояснил, что он в отпуске и тоже не знает, чем себя занять. И он любезно согласился показать мне город глазами местного жителя.

Я обычно довольно легко схожусь с людьми, но в общении с незнакомцами проявляю разумную настороженность. Через 20 минут после знакомства с Сергеем возникло ощущение, что мы дружим(!) целую вечность, и я не могу для себя это объяснить. В итоге, он показал мне два неизвестных музея, множество красивых улочек Йошкар-Олы, рассказал бессчетное количество баек. Мы даже попытались найти одну из молельных рощ на окраине города, хотя не уверена, что мы в этом преуспели. Здесь точности никакой нет, язычники хитрые ребята. Место подходило под описание, трава была изрядно вытоптана, но никакого присутствия алтаря или полотенец (верный признак молельной рощи) детектировано не было. А электрические разряды по коже на подходе были. Но сама идея похода с малознакомым мужчиной предпенсионного возраста на окраину города не вызвала у меня никаких опасений, настолько мы были на одной волне. И да, я сама от себя по этому поводу охреневаю.
Завершили мы день у площади, на которой встретились. Сергей посадил меня в маршрутку и, уезжая, я реально разревелась. А он всем пассажирам рассказал, что меня непременно надо высадить на такой-то остановке, чуть ли не взяв клятву с водителя. Он совершенно невероятный человек, я не могу передать словами насколько я рада, что мы встретились!

Перечитав весь этот текст, я осознала, что написан он про одни единственные сутки. И на этом моменте очень хочу поблагодарить Мироздание за все, что со мной приключилось. Это было невероятно, в полном смысле этого слова! Наверное, я в последнее время сделала что-то очень-очень хорошее. =)

Казань. 29-30.07.2016

Из Йошкар-Олы до Казани добиралась тоже с помощью блаблакар, во главе с харизматичным Игорем. Я радостно уселась на переднее сиденье, первые минут 20 мы упорно обсуждали экономико-социальную ситуацию в Поволжье, потом незаметно скатились на спорт, машины и случаи на дороге. Притом имен остальных пассажиров мы так и не узнали, весь путь игнорируя их существование, что, похоже, устраивало всех собравшихся. В результате, приехала я в уже приподнятом настроении, тем более, что хостел нашелся быстро, а еще он не походил на квинтэссенцию зданий из всех известных фильмов ужасов (хотя дом, надо признаться, изрядно потрепан жизнью).

Уже по дороге в хостел во мне зародились подозрения, а когда я пошла гулять, они переросли в уверенность. Я влюбилась! Так много, как за эти два дня, я Питеру еще никогда не изменяла. В Казани мне нравится абсолютно все: климат, архитектура, планировка города, обилие продуманных мест для отдыха, чистота, даже запахи. Я ни разу не открыла карту в незнакомом городе, чтобы намеренно растянуть время узнавания, шла наугад, непроизвольно рисуя расположение улиц у себя в голове, но специально удерживала себя от выхода на набережную до самого вечера, чтобы получить максимальное удовольствие от вида. То, что я испытывала в течение дня, было прекрасно, но чтобы полностью передать все эмоции, придется уйти в область эротических сравнений (что я делать не очень хочу, но надеюсь, что все всё додумают сами).

Осознав, что оказалась в Казани в пятницу, я решила куда-нибудь сходить вечером, потому что сил на двенадцатичасовую прогулку у меня не наберется, и перед ночной набережной будет необходим перерыв. Из всех вариантов самыми беспроигрышными я считаю музыкальные концерты, но здесь возникло неожиданное затруднение: рок-клубов и джаз-кафе во всей Казани три с половиной штуки. Из предложенного списка был выбран концерт каверов на The Rolling Stones, приуроченный к дню рождения их солиста. Бар меня порадовал атмосферой и удивил богатейшим ассортиментом виски (все остальные напитки там не в почете). Я пришла немного заранее и поняла, что первый раз в жизни сижу в питейном заведении одна. Достала книгу и начала читать, минут через десять что-то внутри яростно запротестовало, подвигнув меня отправиться на поиски собеседника. Найдя жертву - отдельно стоящего на балконе парня интеллигентного вида - я обнаружила, что совершенно не знаю как начать разговор. Кроме того, меня немного беспокоила вероятность быть неправильно понятой, в этот вечер романтических приключений не хотелось от слова совсем. Решив воспользоваться опытом Машэ, подошла к нему и честно объяснила ситуацию. Мы поулыбались, и он был не против диалога. Рустам оказался журналистом местной газеты, приятным и нестандартно мыслящим. Мы хорошо поговорили, но оба были несколько скованы, что мешало не только эмоционально, но и накладывало ограничение на общение. Но, несмотря на это, я рада, что мы встретились. После его ухода и второй виски-колы, я уже начала разговаривать с людьми у барной стойки и поняла, что избавилась от еще одного комплекса. Ну и концерт был сказочно хорош, спасибо горящим, ярким музыкантам за драйв!

В 23:30 я спешно ретировалась из бара (второй урок: общаться иногда стоит в меру) и пошла на долгожданную набережную с приятным послевкусием от концерта. Ночная Казань оказалась нисколько не хуже дневной, подсветку используют умеренно и с толком, подчеркивая особенности зданий. Я была удивлена, так как в пятницу в такое время большая часть города уже спала, на улицах было столько же машин, сколько в Питере ближе к 4-5 часам утра. На следующий вечер я поняла, что в Казани ночные прогулки осуществляются почти централизованно: есть ограниченный список переполненных улиц (и не всегда это улицы с ночными клубами), а все остальное становится пустынным. Большую часть времени я не напрягалась по поводу ночной соло-прогулки, пока на самом подходе к набережной мне не пришлось пересечь микрорайон, в котором соседствуют тюрьма, жилые здания для государственных работников, мечеть и храм. Наверное, им очень тесно вместе, идти там было реально жутко. Но справившись с собой, я была вознаграждена.

Набережная представляет собой променад, сделанный со вкусом, присущим казанским архитекторам и планировщикам. Для желающих полюбоваться видом поставлены скамейки и стационарные шезлонги, для желающих прокатиться на велосипеде или роликах выделена специальная зона, подсвеченная множеством теплых желтых огней, всюду поставлены кафе, создающие скорее атмосферу уюта, нежели раздражающие своим существованием. Атмосфера в этом месте потрясающая, несмотря на большое количество гуляющих людей, шумно не было. Радости добавляло то, что одета я была в джинсы и футболку, да и то джинсы были надеты только для создания хоть сколько-нибудь приличного вида перед баром. Ветер на набережной теплый и приятный, вспомнила я про кофту скорее по привычке и, осознав ее ненужность, в очередной раз почувствовала себя счастливой.

Я сидела на скамейке и наслаждалась происходящим, когда выцепила из общей массы одиноко гуляющего молодого человека, отдаленно похожего на Лешу Негуса. Может быть, это произошло потому что он сильно отличался своим видом или образом от местных (сначала я решила, что он не из Казани), может быть дело в выражении лица, не знаю. Но мы встретились глазами и через несколько секунд абсолютно внезапно для меня познакомились, притом это произошло как-то само собой, очень органично и непринужденно. Его зовут Леша, он учитель математики и мечтает о переезде в Питер, и этого уже достаточно для того, чтобы обеспечить приятный разговор на вечер, хотя совпадений впоследствии оказалось намного больше. Мы провели какое-то время на набережной, потом пошли вместе гулять, притом мне нравилось все, начиная с тем, заканчивая общим настроением разговора: немного о Казани, немного о работе, совсем чуть-чуть о музыке и кино, много о взглядах на жизнь. В районе трех часов ночи мы оказались у дверей моего хостела и обменялись контактами.

На следующий день, проводив соседку-кореянку в Москву, я снова пошла гулять. В переходе у вокзальной площади я увидела молодого парня бомжеватого вида, который играл на гитаре. Черт возьми, какой у него был чистый и красивый голос, не говоря уже о безукоризненном слухе и владении гитарой! Его внешность и звучание настолько не соответствовали друг другу, что я могла слушать его только с закрытыми глазами. Поблагодарив его, я отправилась дальше, но это событие определило мой вечерний досуг, потому что именно тогда в голову пришла мысль пройтись по центру и найти хороших уличных музыкантов (благо, вечер субботы), раз интересных мне концертов вечером не предвидится. Поболтавшись еще немного, я пошла к Кремлю, зашла в музей Татарстана (очень красивый, но абсолютно не впечатливший), начала подниматься к воротам Кремля... и чуть не прилетела в обморок. Случился перегрев, с этим что-то срочно нужно было сделать, пока была возможность передвигаться и я не нашла ничего лучше, чем спуститься в метро, потому что в тени было +30 и под кустом было охлаждаться абсолютно бесперспективно. Немного придя в себя и прикинув варианты досуга, коих оказалось немного, потому что даже чтение на открытой террасе отпадало, я решила пойти в кино. Ближайшим сеансом были "Охотники за приведениями", и больше всего мне в этом фильме понравилось то, что осенью выйдет новая картина Тима Бертона. Очень плохой фильм, реально. От того, чтобы уйти, меня удерживали кондиционеры в зале, да и то под конец этот аргумент мне казался не очень убедительным.

Переждав жару, я поехала обратно в сторону Кремля. Мне позвонил Леша и предложил провести вечер в его компании, чему я была несказанно рада. Вчерашняя ночь сказалась на состоянии каждого из нас, поэтому в общении мы перешли на качественно новый уровень лени и расслабленности. Я считаю, что ему непременно стоит переехать к нам, потому что взаимодействие у нас происходило в лучших петербургских традициях. Побывав в Кремле и заскочив на турнир по стрит-баскетболу, мы прошли через мой хостел. Я должна была собрать вещи и договориться об отъезде, предполагая, что раннего возвращения не предвидится, тем более, что очень хотелось лично попрощаться с администратором Лилей. А дальше окольными путями мы отправились на пешеходную улицу Баумана искать концерт. Общий уровень музыкантов скорее расстроил, но мы нашли подростков (16-17 лет), играющих зарубежный и русский рок, композиции "Radioactive" и "Это все" они исполнили прямо замечательно. Мы остановились их послушать минут на 30-40, но потом парни явно устали и иногда начали срываться на крик, поэтому мы решили сохранить хорошее впечатление и ушли. Уже в подземном переходе через площадь Тукая, нам повстречалось струнное трио, притом скрипка является одним из Лешиных любимых инструментов, поэтому мы не могли пройти мимо. Остаток вечера мы провели сидя на возвышенности у центральной площади за разговором и чаем со смородиной (спасибо большое, Леша!), потому что за два дня в Казани я в мясо стерла ноги.
Леша снова проводил меня до хостела, и я сразу рухнула спать, потому что машина в Самару уходила в 5 утра.

Казань принесла огромное количество эмоций, замечательных людей и невероятное удовольствие от прогулок, так долго и со вкусом я, пожалуй, нигде больше не бродила. Казань, я очень сильно в тебя влюбилась, но про любовь говорить еще рано. Буду ждать новых встреч! ;)

Самара. 31.07 - 01.08.2016

Выехала я из Казани в 5 утра, притом четкой договоренности о месте встречи у нас с водителем не было. Я должна была выйти на бульвар и ждать там, а он предполагал меня увидеть. Что удивительно, схема почти сработала, мы разминулись секунд на 30. У него оказался забит багажник, поэтому мне пришлось сесть спереди, поставив рюкзак между ног, о чем я большую часть дороги очень сожалела, исключительно не по причине физического неудобства. Примерно так же мы искали вторую попутчицу, а третья нас просто проигнорировала. Мужчина, обладатель довольно тяжелого характера, оказался в возрасте примерно 50 лет. Первую половину дороги он рассказывал о своих националистских убеждениях, необходимости реформ всех подряд государственных систем, а также о своей негативной точке зрения на множество жизненных явлений, кроме скорейшего замужества молодых особ, чем изрядно запарил. Очень редко мне настолько не хочется поддерживать диалог с людьми, жаждущими общения.
Спать я не отправлялась из-за живописнейшей дороги, которая таковой являлась практически до конца Татарстана. Она пролегала по холмистой местности среди редких поселков и полей. Они засеяны преимущественно пшеницей, и в это время года она уже успела приобрести желтоватый оттенок, что только преумножало красоту картины. Вид с холма на петляющую внизу дорогу и поля, освещенные мягким рассветным солнцем, полностью окупал 20 минут разговора, а потом я познала мужское умение под названием "Да, дорогая!", и жизнь стала намного лучше. Когда вдоль дороги все чаще стал попадаться лес, я три раза демонстративно зевнула, на что мне было настоятельно рекомендовано поспать. Я ухватилась за эту идею, так как ночью смогла выкроить под сон 1,5 часа. Проснувшись на въезде в Самару, я получила довольно подробные объяснения почему мне не стоило приезжать с туристическими целями в этот город, которые радостно пропустила мимо ушей, как и все остальное. Наверное, зря, но это я говорю только в разрезе прогулок по городу, все остальное было незабываемо!
Водитель высадил нас на окраине и мы со второй попутчицей решили поехать вместе на такси. Ей надо было оказаться у торгового центра, от которого я могла за 5 минут дойти до ребят, и этому счастливому совпадению я уже почти не удивилась.

Про "ребят" стоит сделать некий оффтоп. Машэ в Самаре оказалась в пятницу, притом она прицельно ехала к приятелю, с которым довольно долго общалась в интернете, и его девушке, про которую она знала только факт существования. Сама она немного переживала, но когда ее встретили, и я получила сообщение "Все круто!" с прилагающимся адресом, я окончательно успокоилась за нее и уже предчувствовала, что мы отлично зависнем. =)

Тема и Алена огненные! Пробыв в квартире 5 минут мне уже стало довольно комфортно, после короткого обсуждения литературных вкусов расслабленно, а к вечеру появилось ощущение, что я не первый десяток раз у них в гостях. Из-за еще худшей жары, чем в Казани, мы решили не выходить из квартиры за исключением вылазок в магазин. Мы обсуждали идеи, книги и фильмы, Тема читал вслух отрывки из особо понравившихся им книг (кроме умения, он обладает очень приятным голосом), показал нам один психоделический проект, Алена приготовила офигенную пиццу... После общения с Темой и Аленой я стала воспринимать их как одно целое, притом не потому что кто-то из них поглотил или задавил другого. Они оба умны и невероятно интересны, они вообще обладают каким-то общим настроением и свойствами. Это очень сложно объяснить, но непосредственно во время общения воспринимаются они как самостоятельные личности, а думать про них мне приятно как об одном существе. Наверное, так и должно происходить, когда люди так друг другу подходят.
Ночью я всячески боролась со сном, потому что не могла позволить себе вырубиться посреди этого потрясающего алкогольно-поэтического действа, но предыдущая бессонная ночь начала сказываться. В результате, мы, встретив рассвет, разошлись в 5 утра. Я поражаюсь умению Машэ находить таких невероятных людей в интернете (это уже второй случай). Теперь будем ждать их ответного приезда в Питер. =)

Ночью я поняла, что не успела посмотреть Самару. Точнее, на моменте 23 часов я очень сильно удивилась, четко осознавая, что ни за что не променяю наше общение на вечернюю прогулку по городу. Поэтому, совершив волевое усилие, встала пораньше, всех нежно поцеловала на прощание и пошла гулять. Мы с Машэ в силу моего раздолбайства едем на разных поездах, поэтому ей к моей прогулке было присоединяться бессмысленно.
И через час я решила, что могла не вставать. Обычно я нахожу красивые улочки, могу подолгу рассматривать необычные здания или граффити и получаю от этого удовольствие. Ловлю атмосферу города, наконец. Чтобы новый город мне не понравился и оказался настолько скучен, он, наверное, должен быть Самарой, да простят меня ее жители. Везде, даже на новой набережной, чувствуется какая-то разруха и неухоженность. Все было настолько плохо, что я оказалась на вокзале за час до отправления поезда, а это показатель.

Сейчас я в поезде, на полпути в Москву. Выспалась, немного перевела дух после нескольких дней, замечательных, но под завязку наполненных впечатлениями, и готова к встрече с крайним городом в этой поездке. =)